Приводим материал «РГ» целиком.
Арбитражный суд Уральского округа, рассмотрев кассационную жалобу межрайонной инспекции ФНС по Челябинской области на решение апелляционной инстанции, фактически отменившей доначисление Биянковскому щебеночному заводу (Миньяр) налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), вернул спор с недропользователями к исходной точке. В силе оставлено решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 декабря 2020 года и, таким образом, «революционный подход» к исчислению НДПИ, на который рассчитывали добытчики природного камня, а также поддерживающие их сотрудники аппарата бизнес-омбудсмена Южного Урала, не стал руководством к действию.
Разногласия Бианковского завода и налоговой инспекции давно вышли за рамки спора двух субъектов и, как оценивают сегодня наблюдатели, финал судебных слушаний напрямую затрагивает интересы других недропользователей. От разрешения правовой коллизии, считают эксперты, зависит правоприменительная практика в отношении более чем сотни южноуральских предприятий: им также грозят доначисления налога за три последних года в размере двух миллиардов рублей. Подобный подход, заявляют принявшие сторону бизнеса участники, ставит в сложное положение целую отрасль и в масштабах страны, поскольку создается прецедент на отдельной территории.
Ситуация с взиманием налога с недропользователей на Южном Урале обострилась несколько лет назад, когда при проверке расчетов фискальный орган пришел к выводу, что добывающие строительный камень предприятия недоплачивают в казну. Налоговики дробление бутового камня приравняли к добыче, и потому стали рассчитывать НДПИ со стоимости щебня, из-за чего налоговая база существенно увеличивается, ведь конечный продукт в несколько раз дороже. Предприниматели, в свою очередь, уверены, что это другая операция – переработка, а значит, и иной объект налогообложения. В зависимости от выбранной позиции варьируется размер налога.
«РГ» внимательно следит за развитием ситуации (материалы «Камень преткновения» от 20.02.2020, «Камень с плеч» от 15.04.2021), учитывая практические последствия этого «теоретического» спора, ведь продукция разработчиков недр используется в смежных областях. Случись перебои из-за неплатежеспособности добывающих компаний, проблемы ждут и дорожников, и строителей.
Между тем выяснение, какой должна быть правоприменительная практика, сегодня напоминает езду на американских горках. Судебное разбирательство в первой инстанции подтвердило правоту налогового ведомства относительно объекта налогообложения, однако последовавшее затем постановление апелляционного суда от 22.03.2021 года имело противоположный смысл. Щебень, как было признано на слушаниях, является продуктом переработки строительного камня ввиду значительного изменения его физических свойств путем осуществления технологических операций, которые не относятся к добыче. Таким образом, был сделан вывод, щебень полезным ископаемым считаться не может, а значит, не является объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых. Это решение было воспринято предпринимателями, их сторонниками, как предвестник устранения всех противоречий. Совсем другие настроения посеяло в их рядах нынешнее постановление суда, отметившего, что «физическое воздействие на строительный камень с целью его измельчения, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, основного характера продукта не изменило, имело место только уменьшение габаритов кусков строительного камня в результате его разбивки механическим путем. Иными словами, спорная продукция представляет собой тот же строительной камень, только подвергнутый фракционному измельчению».
В налоговом ведомстве не комментируют новые обстоятельства дела, напоминая лишь, что Биянсковскому щебеночному заводу предстоит внести 124 миллиона рублей. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров, напротив, заявляет, что надежда, которую прежде питали десятки тысяч работающих в отрасли людей, не оправдалась. Это, по его мнению, может породить недоверие инвесторов и коммерсантов к системе, которая способна быстро менять правоприменительную практику. По мнению омбудсмена, пострадают и простые люди: чтобы покрыть доначисления, недропользователи станут поднимать цены на свою продукцию для строителей и дорожников, а, в конечном счете, все ляжет на плечи населения в виде скрытой инфляции – удорожания квадратного метра жилья, километра дорог.
Компромиссный вариант, уверен Гончаров, не вызвал бы такого резкого недовольства.
– Надо было предупредить: коллеги, со следующего года взыскиваем по-новому, – рассуждает он. – У бизнеса была бы возможность подготовиться и адаптироваться – где-то с инвестициями переиграть, быть может, скорректировать зарплаты, пересмотреть другие затраты. Теперь такой возможности нет.
По данным аппарата уполномоченного, общий объем поступлений НДПИ в бюджет региона от всех щебеночных карьеров в год составлял ранее 148 миллионов рублей, сегодня же сопоставимые суммы предлагается доплатить отдельным компаниям.
В судебном постановлении отмечается, что решение кассационной инстанции может быть обжаловано в Верховном суде РФ, однако проигравшая сторона пока не оглашает дальнейших планов.